Данный проект создан как информационно-учебный портал для медицинских ВУЗов и факультетов, занимающихся психологией,а также просто для людей, интересующихся психологией. Надеюсь данный сайт будет интересен каждому, кто зайдёт сюда!!
Что же такое Социальная психология?
Научная дискуссия, развернувшаяся вокруг предмета социальной психологии, разделяется на два этапа: 20-е годы и конец 50-х – начало 60-х годов XX века. Каждый из этих этапов имеет огромное значение в определении круга проблем, изучением которых должна заниматься социальная психология как самостоятельная наука.
Дискуссия о предмете социальной психологии, возникшая в 20-е годы прошлого столетия, предпосылалась двумя основными факторами: во-первых, проблема становления общества после революции остро нуждалась в развитии социально – психологического знания; во-вторых, требовала разрешения идеологическая борьба между сторонниками материалистической и идеалистической психологии.
Будучи приверженцем идеалистической позиции, Г.И.Челпанов выступал за разделение психологии на две независимых дисциплины. По его мнению, социальная психология, должна была развиваться в рамках концепции марксизма, а собственно психология, оставаясь эмпирической наукой, - не только вне марксизма, но и вне какого-либо другого мировоззрения.
Идея Г.И.Челпанова о разделении психологии была подвергнута острой критике со стороны тех учёных, которые выступали за пересмотр философских основ с позиции марксизма всей психологии как единой научной дисциплины. Так, В.А.Артёмов считал, что для сохранения единства психологической науки, достаточно поделить общую психологию на два подраздела: индивидуальную и коллективную. К.Н.Корниловым был разработан реактологический подход к социальной психологии. Суть этого подхода состоит в применении метода реактологии к изучению особенностей поведения в коллективе отдельного человека. Другими словами, социальная психология, оставаясь частью психологии в целом, должна была заниматься измерением скорости, интенсивности и других составляющих реакции всего коллектива на единый раздражитель.
Современные представления о предмете социальной психологии.
После почти тридцатилетнего «перерыва», в конце 50-х – начале 60-х годов XX века, вновь возник вопрос о предмете социальной психологии и её научном статусе. Произошедшие к этому времени изменения, как в общественной жизни, так и в рамках самой психологической науки, спровоцировали начало второго этапа дискуссии. С одной стороны, нашедшие к тому времени разрешение некоторые насущные проблемы в социальной, политической, экономической сферах общественной жизни, позволили осуществлять более детальное изучение различных её проявлений. Всё большее значение в сложившихся условиях приобретает и, так называемый, «человеческий фактор», благодаря чему появилась острая необходимость в конкретных исследованиях закономерностей взаимовлияния личности и социальной среды, причём не только с позиции социологии, но и в контексте социально-психологической проблематики.
С другой стороны, перестройка основ психологического знания с позиции марксистской философии привела к тому, что советская психология в середине прошлого столетия трансформировалась в солидную науку, обладающую не только богатым арсеналом теоретических трудов и экспериментальных работ, но и имеющую высоко квалифицированных исследователей, превосходно владеющих методологией. К тому же, смягчение идеологических принципов, позволило отказаться от мнения о принадлежности социальной психологии к «буржуазному» мировоззрению, что также явилось мощным стимулом к возникновению нового научного спора в рамках данной тематики. Таким образом, благодаря этим двум факторам, сложилась благоприятная атмосфера для возрождения дискуссии о предмете социальной психологии, её задачах, методах и местоположении в системе наук.
Началом второго этапа дискуссии стала статья А.Г.Ковалёва, опубликованная в журнале «Вестник ЛГУ» в 1959 году, которая получила своё продолжение в 1963 году на Втором Всесоюзном съезде психологов и в журнале «Вопросы философии». В статье поднимались два вопроса о социальной психологии: во-первых, об определении её предмета, целей и задач как научной дисциплины; во-вторых, о её местоположении в системе смежных наук – психологии с одной стороны, и социологии с другой. В этой связи в научной среде вновь возникло многообразие мнений и точек зрения, которые могут быть объединены между собой в несколько основных подходов.
После почти тридцатилетнего «перерыва», в конце 50-х – начале 60-х годов XX века, вновь возник вопрос о предмете социальной психологии и её научном статусе. Произошедшие к этому времени изменения, как в общественной жизни, так и в рамках самой психологической науки, спровоцировали начало второго этапа дискуссии.
Задачи социальной психологии
Задачи социальной психологии включают в себя изучение проблем общества, пути их решения, а также методологию исследований социальных процессов.
Социальная психология – наука, возникшая при слиянии нескольких дисциплин. По поводу ее предмета возникают многочисленные споры. Эти дискуссии помогают определить задачи, решаемые данной наукой, а также обнажают и ставят более остро все еще неразрешенные проблемы. Но, тем не менее, не всегда удается подобрать четкое определение в результате этих перипетий.
Многие споры о предмете психологии нашли свое логическое завершение, но не все так прозрачно. В нашей стране социальную психологию можно подразделить на 2 части: относящуюся больше к «психологической» проблематике, и имеющую родство с «социологической» проблематикой. Схожее разделение можно наблюдать на примере западных стран. Так и в США существует две ассоциации, изучающие социальную психологию. Это ассоциации психологов и социологов. Не смотря на то, что все эти люди изучают один и тот же предмет, проблемы которые они поднимают различны. В подтверждении выше сказанного в одном из университетов США курс социальной психологии одной группе студентов читался социологом, другой - психологом. По окончании учебного года учащимся предложили провести дискуссию по проблемам социальной психологии, чего они не смогли сделать. Студенты просто считали, что им преподавали абсолютно разные дисциплины.
Двойственность социальной психологии не совсем удобна, подобное возможно лишь на определенном этапе развития науки. Все же дискуссии по всякому предмету должны вести к компромиссу, итогом каждого спора должен быть приход к единому решению вопроса. Социальная психология в большей степени, чем другие области психологии, заинтересована в изучении политических и социальных проблем общества. Главным образом это такие проблемы социальной психологии, как составление психологических характеристик массовых движений, больших социальных групп и прочее. Традиционным для социальной психологии также является изучение проблем малых социальных групп. Существуют различные типы обществ, и все они сталкиваются с различными задачами. Исследования социальной психологии направленные на социальные установки личности, связаны, как раз, с этими задачами.
Медицинская психология
— раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний.
Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии:
нервно–психические
соматические заболевания.
На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики. Медицинская психология входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.
Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.
Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация.
Среди важнейших проблем медицинской психологии - взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Существенное место среди исследуемых вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, санатория, поликлиник и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса
